Наталья Ковтун Все статьи автора
9 июня 2016, 11:13 1150

Петербургский застройщик Legenda не сумел защитить свой товарный знак "SMART-квартира"

Гендиректор ГК "Легенда" Василий Селиванов.
Фото: Ковалев Петр

Группа компаний Legenda Василия Селиванова пытается в суде отстоять свое интеллектуальное право на зарегистрированный товарный знак "SMART-квартира", который уже 3 года использует для продвижения проектов жилья в Петербурге. Этот товарный знак теперь используют и другие строители. Защита интеллектуального права в России сильно отстает от европейской практики, говорят эксперты.

Российский суд по интеллектуальным правам на днях отказал ООО «СМАРТ» (входит в ГК Legenda) в удовлетворении кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Республики Карелия (от ноября 2015 года) и постановление 13-го Арбитражного апелляционного суда (от февраля 2016 года), которые не увидели нарушения закона в том, что зарегистрированный истцом товарный знак "SMART-квартира" использует другой застройщик.

Холдинг "Легенда" Василия Селиванова стартует с элитного жилого комплекса "Победа"

Холдинг "Легенда" Василия Селиванова стартует с элитного жилого комплекса "Победа"

6985
Наталья Ковтун

Как рассказали в ГК Legenda, товарный знак "SMART-квартира" был придуман и зарегистрирован девелопером в 2012 году. С тех пор компания активно использовала его для продвижения своих жилищных проектов, подчеркивая тем самым, что это новый "умный" формат организации жизненного пространства в современных новостройках. "В разработку "умных" планировок, самого бренда и его продвижение за эти годы мы вложили серьезные средства", — говорит гендиректор ГК Legenda Василий Селиванов.

Но в прошлом году сотрудники компании заметили, что товарный знак "SMART-квартира", очень похожий на их собственный, использует на своем сайте другой девелопер — компания "Малоэтажное строительство", которая строит многоквартирный жилой дом в Петрозаводске. При этом услуги, которые предлагал карельский девелопер, полностью совпадали с услугами ГК Legenda в Петербурге, для поддержки которых и был зарегистрирован товарный знак.

Входящая в ГК Legenda компания "СМАРТ" зафиксировала факт копирования у нотариуса и через суд потребовала от ООО "Малоэтажное строительство" прекратить использование товарного знака, оценив нанесенный ущерб в 5 млн рублей. Но Арбитражный суд Карелии, а после него и 13-й Арбитражный апелляционный суд отказались это требование удовлетворить. Суд указал на то, что имеющийся в товарном знаке словесный элемент "SMART-квартира" не подлежит правовой охране, поскольку состоит из общеупотребительных слов (защищено интеллектуальным правом только графическое изображение товарного знака). "Использование этого обозначения другим девелопером не может привести к смешению товаров и услуг среди потребителей", — говорится в материалах суда.

"Однако суд не учел, что при выявлении сходства товарных знаков должно учитываться общее впечатление, которое они производят на потребителя, а вывод о сходстве делается на основе восприятия не отдельных элементов, а товарного знака в целом", — не согласны в ГК Legenda.

Глава компании Василий Селиванов заявил "ДП", что впервые столкнулся с неуважением к авторскому праву. "Эта история показала, что степень уязвимости отечественных брендов и товарных знаков очень высока. Во всем мире иначе. Там, если есть хотя бы два свидетельства прямого копирования, суд встает на защиту их собственника", — говорит бизнесмен. Он подчеркнул, что компания продолжит борьбу за товарный знак в судах высшей юрисдикции.

"Правоприменительная практика в России еще сильно отстает от, скажем, англо-саксонской практики, в частности, в плане мотивированности судебных решений. Нам есть куда расти как в области нормотворчества, так и правоприменения. При этом с каждым годом уровень правосознания в этой области безусловно растет", - уверяет руководитель практики по интеллектуальной собственности и информационным технологиям бюро  "Качкин и Партнеры" Екатерина Смирнова.

Старший партнер "Дювернуа Лигал" Игорь Гущев добавил, что право современной России развивается менее 30 лет, а на Западе значительно дольше. "Что касается товарных знаков, то проблема, скорее, в правоприменительной практике, а не в самом законодательстве. Но в данном случае нет и проблемы законодательного регулирования. Просто компании стоило больше времени уделить работе над товарным знаком — придумать что-то оригинальное и зарегистрировать само словосочетание. Ведь в нашей стране действительно, если зарегистрирован только графический товарный знак, защита не распространяется на сходное словосочетание. А общеупотребительные слова вообще не подлежат регистрации в качестве товарных знаков", — говорит Игорь Гущев.

Как истцы злоупотребляют интеллектуальными правами, чтобы извлечь выгоду

Как истцы злоупотребляют интеллектуальными правами, чтобы извлечь выгоду

646
Елена Бергер, юрист CLS

"С решением судов полностью согласен. Действительно, в товарном знаке №535354 словесный элемент "Smart-квартира" не охраняется. Может, стоило предъявлять претензии не на основании прав на товарный знак, а по нормам авторского права, о котором говорит истец, но это уже новый иск. Также можно было обратиться в ФАС по факту недобросовестной конкуренции. Антимонопольный орган учел бы все аспекты этого дела, а не только формально факт регистрации товарного знака", — говорит партнер компании "Городисский и Партнеры" Виктор Станковский.

Интеллектуальных споров в России по поводу товарных знаков сейчас довольно много. Активнее всех спорят производители продуктов питания. Причем в последние 2 года число разбирательств между ними выросло, поскольку на волне импортозамещения многие российские производители стали стилизовать свои товары под раскрученные европейские бренды.

Одним из самых громких скандалов было дело концернов Valio и "Сваля" против ООО "Традиция", производителя сыров "Баба Валя". В декабре 2015 года комиссия ФАС признала действия российской фирмы нарушающими закон о защите конкуренции. После этого "Баба Валя" сразу устранила все нарушения.

Историй, когда из-за товарных знаков спорят строители, значительно меньше. Но они все-таки есть. Например, в марте компания "Главстрой–СПб" подала два иска в суд по интеллектуальным правам к ООО "Холдинговая компания "Бизнесинвестгрупп" из Уфы. В начале года уфимская фирма, зарегистрировавшая в Роспатенте товарный знак "Панорама", запретила "Главстрою-СПб" применять сходный с ним товарный знак "Панорама 360" в рекламе квартир в квартале на Шкапина — Розенштейна в Адмиралтейском районе Петербурга. Суд еще не закончился. К слову, в Петербурге кроме "Главстроя-СПб" товарный знак "Панорама" использовал и "Строительный трест", у которого есть ЖК "Панорама" на Кондратьевском проспекте. В "Строительном тресте" сообщили "ДП", что с претензиями на этот товарный знак не сталкивались.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама