Наталья Ковтун news@dp.ru Все статьи автора
19 мая 2016, 11:17 1667

Минстрой решил отказаться от ликвидации саморегулирования в строительной отрасли

Михаил Мень, министр по строительству РФ
Фото: Коммерсант

Минстрой РФ решил сохранить саморегулирование в строительной отрасли. Но в системе останутся только генподрядчики госзаказа. Законопроект об этом будет внесен в Госдуму на следующей неделе.

Система саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве, которую из–за неэффективности и скандальности планировали уже в этом году заменить лицензиями, все–таки будет сохранена. Как стало известно "ДП", на следующей неделе министр по строительству РФ Михаил Мень внесет в Госдуму законопроект, подготовленный его министерством и Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ).

Минстрой будет контролировать деятельность строительных СРО

Минстрой будет контролировать деятельность строительных СРО

308

Этот документ сохранит систему СРО и создаст условия для очистки ее от неблагонадежных игроков за два ближайших года. Но некоторые его требования, в частности идею региональной приписки строителей к СРО и создания дополнительного компенсационного фонда, участники рынка называют избыточными.

Сохранить, но реформировать

Источники "ДП" в НОСТРОЕ рассказали, что совладельцу "Группы ЛСР" Андрею Молчанову, который с марта возглавляет нацобъединение, удалось уговорить министра Михаила Меня и заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Козака не убивать систему строительных СРО, а модифицировать ее в соответствии с требованиями рынка. Хотя еще в феврале эти федеральные чиновники были настроены очень жестко и активно разрабатывали проект закона о замене системы СРО на лицензии Минстроя.

"Проект закона в итоге удалось скорректировать так, что система СРО продолжит работу. Но ее ждут серьезные реформы", — утверждает источник "ДП".

По его словам, в новом варианте закона в СРО в обязательном порядке придется вступать генподрядчикам, которые выполняют работы по госзаказу на сумму более 3 млн рублей. Сейчас в систему госзаказа вовлечены 25 тыс. строительных компаний РФ (не более 30% от общего числа строительных фирм в стране). Для всех остальных застройщиков членство в СРО станет необязательным.

В каждой СРО должно быть не менее 100 фирм. Причем по новому закону им придется вступать в СРО того региона, где они работают. А выйдя из состава СРО, они смогут вступить в другое объединение не раньше чем через год.

Членам СРО больше не придется получать допуски к строительным работам (само по себе членство в СРО станет таким допуском). Но для защиты рынка от недобросовестных игроков придется скидываться в еще один компенсационный фонд — фонд договорных обязательств, который появится в каждой СРО плюс к уже существующему компенсационному фонду. Взнос в этот новый фонд составит от 400 тыс. до 25 млн рублей для каждой строительной фирмы в зависимости от объема ее работ. Это пополнит активы системы СРО еще на 250 млрд рублей. Эти деньги, так же как средства компенсационных фондов, сформированных за 6 лет саморегулирования (общий объем этих фондов оценивается в 80 млрд рублей), будут помещены на счета уполномоченных банков. Снимать оттуда деньги строители смогут только по решению суда.

Лишние деньги. СРО будут помогать застройщикам экономить

Лишние деньги. СРО будут помогать застройщикам экономить

2003
Наталья Ковтун

"Перечень банков и сроки передачи фондов пока не озвучены. Но эта мера избавит рынок от присутствия в СРО фирм–однодневок", — поясняет собеседник "ДП".

Наконец, всем СРО (и существующим, и новым) придется пройти аккредитацию в НОСТРОЕ, подтвердив свой статус и полномочия. "Кто не пройдет — выбывает из игры. Это должно максимум за 2 года очистить систему от коммерческих СРО, которые торгуют допусками", — уверен источник в НОСТРОЕ. По разным оценкам, коммерческих СРО сейчас около 20% от общего числа строительных СРО страны (всего их 274, в том числе 30 в Петербурге).

Мнения разошлись

Участники саморегулирования, разумеется, рады сохранению системы СРО, но разошлись в оценках нововведений. Президент СРО НП "ЦОС Сфера–А" Илья Константинов уверен, что региональный принцип формирования СРО — большая ошибка. "Это феодализм и дикость. Региональные СРО превратятся в царьков с прикованными к месту фирмами. При этом они не могут обеспечить строителям тот же уровень сервисов, что и СРО в столицах. В итоге крупные компании уйдут в большие города. А регионы останутся и без бизнеса, и без налогов", — говорит он. С коллегой не согласен гендиректор Объединения строителей СПб Алексей Белоусов: "Региональный принцип — это благо. Только на местах можно контролировать работу членов СРО и обеспечивать тем самым ее безопасность".

Появление дополнительного компенсационного фонда и перенос денег на счета в уполномоченные банки тоже вызвали дискуссию строителей. "Лишние поборы всегда неприятны. И не вполне очевидны, учитывая, что компенсационные фонды в СРО уже есть", — говорит исполнительный директор компании "Ойкумена" Роман Мирошников. "Перенос средств на счета в уполномоченные банки серьезно сократит коррупцию в СРО, которая стала очевидной в результате чистки банковских рядов в последние годы", — заключил один из застройщиков.

Мы поддерживаем политику, которую проводит НОСТРОЙ, поскольку она поможет решить проблему с коммерческими СРО. Кроме того, например, очень своевременное предложение освободить от членства в СРО компании, которые выполняют работы до 3 млн. руб. Это окажет существенную поддержку малому и среднему бизнесу. И средства компенсационных фондов, несомненно, правльно хранить на счетах уполномоченных банков с государственным участием. Другое дело, что, на мой взгляд, система СРО нуждается в радикальной реформе. СРО должно выступать не только как контролирующий орган, а являться по сути генподрядчиком для своих членов, помогать им в поисках заказов и нести ответственность за их деятельность перед заказчиком. Мы пытались выстроить систему СРО-генподрядчик в своей организации, но не смогли ее реализовать из-за демпинговых цен на членские взносы и отсутствие взносов в компенсационный фонд у коммерческих СРО.
Виолетта Басина
генеральный директор НП «Союз строителей нефтяной отрасли «СевероЗапада»
Этот закон не реформирует систему СРО, а попросту ее разрушит. В итоге не будет в отрасли саморегулирования. А генподрядчикам придется дополнительно прилично раскошелиться. Причем, это безопасность строительства не обеспечит, поскольку привлечь к ответственности подрядчиков, работающих на площадке, но не вписанных в систему СРО, будет невозможно. Примерно 80% исполнителей работ выводятся из-под ответственности. Таким образом, политика государства дискредитирует идею безопасного строительства и контроля качества работ в отрасли. Региональность СРО - тоже глупость. Понятно, что все регионы заинтересованы ради сохранения налогов давать госзаказ местным компаниям. Но это очень ограничивает возможности работы для бизнеса. Что особенно неприятно в кризис. Цена допуска на региональные рынки для компаний из других мест теперь вырастет раз в 10. А строителям и так трудно выживать, поскольку загрузка мощностей у компаний неравномерна. В итоге мы получим не новую усовершенствованную систему СРО, а очередной жупел, который все опять будут ругать, и который ни за что отвечать не будет.
Алексей Пышкин
председатель совета СРО НП "Центр развития строительства"
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама