brand voice Все статьи автора
24 апреля 2016, 23:49 172

Выбрать верную дорогу

ЖК "Новая Скандинавия".
Фото: Ермохин Сергей

В сложной экономической ситуации даже лидеры строительной отрасли должны четко выстраивать стратегию работы, чтобы не только сохранить позиции, но и развиваться, несмотря на внешние трудности.

Экономические кризисы в России стали повторяться с такой периодичностью, что, можно сказать, стали привычным фоном для работы. Но, хотя опытных игроков строительного рынка трудно удивить очередным периодом стагнации, компании все–таки используют различные стратегии, для того чтобы работать и развиваться в этот период, не теряя позиций на рынке. При этом стоит помнить, что лидерство сохранит тот, кто не только успешно реализует текущие проекты, но и обеспечит развитие компании на перспективу.

Не останавливаться

Считается, что есть несколько вариантов пережить период спада. Первый — стараться удержаться на плаву, отказаться от новых проектов, отстаивать сиюминутную прибыль, демпинговать. "Вариант "не делать резких движений" с целью переждать "смутное время", на мой взгляд, худшее, что сейчас может предпринять инвестор, — отмечает генеральный директор ГК "КВС" Сергей Ярошенко, — ведь другие игроки, стремясь сохранить свою долю рынка, используют этот момент с большей для себя эффективностью".

В ГК "ЦДС" говорят, что существует четыре основных типа бизнес–стратегий: концентрированный рост, интегрированный рост, диверсифицированный рост и сокращение. И если в первые 10 лет работы на рынке строящейся недвижимости компания была ориентирована на концентрированный рост, это был период бурного развития, то сейчас для ЦДС начался этап интегрированного роста, рассказывает руководитель департамента недвижимости ГК "ЦДС" Сергей Терентьев. Модель управления стала вертикально интегрированной, и эта стратегия позволяет решать как краткосрочные, так и долгосрочные задачи, эффективно проводить оптимизацию всех процессов, грамотно управлять масштабным бизнесом и выходить из экономических кризисов с минимальными потерями.

При этом компании могут и не менять стратегию, принятую ранее, если она адекватна текущей ситуации. "Мы не ощущаем существенного влияния происходящих в глобальной экономике процессов на операционный план и финансовые показатели группы компаний, — говорит директор по маркетингу ГК "Пионер", направление "Санкт–Петербург", Денис Лола, — мы продолжаем придерживаться курса пятилетней стратегии развития, цели которой были сформулированы в 2012 году". И если бизнес–модель достаточно устойчива, динамика финансовых показателей положительна, а проекты достаточно конкурентоспособны, то это позволяет компании чувствовать себя стабильно даже в условиях текущей финансовой ситуации.

Минимум и максимум

Компании в любой ситуации стремятся повышать рентабельность, но во время кризиса снижение издержек становится особенно актуальным. "Если использовать терминологию теории игр, то наиболее оптимальной на сегодня является минимаксная стратегия ведения бизнеса", — отмечает генеральный директор Объединения строителей СПб Алексей Белоусов, поясняя, что строительные компании должны минимизировать расходы и не отклоняться от оптимальной траектории: заморозить проекты, находящиеся на первой стадии разработки, и максимально активно продавать объекты, которые уже построены и находятся в высокой стадии готовности.

Компаниям стоит сосредоточиться на направлениях, которые приносят прибыль и где издержки ниже, чем у конкурентов, считает коммерческий директор "Главстроя–СПб" Алексей Гусев. По его словам, стоит также отказаться от проектов с сомнительной экономикой, даже если придется зафиксировать убыток.

"Нельзя сохранить лидерские позиции, не сокращая издержки, не прорабатывая максимально тщательно каждый архитектурный проект, инженерную составляющую, вопросы энергообеспечения стройки, логистики и т. д.", — говорит генеральный директор ГК Normann Николай Копытин, отмечая, что для повышения устойчивости бизнеса компания постепенно расширяет линейку предложения.

По словам Николая Копытина, узкая специализация на проектах экономкласса, которой до сих пор придерживался Normann, позволяет строить много, но с небольшой маржинальностью, поэтому на сегодняшний день наиболее рациональной стратегией стало сочетание эконома и комфорта. Именно в этом направлении мы движемся, рассматривая новые участки", — подчеркивает Николай Копытин.

При этом, по мнению ряда экспертов, всем строительным компаниям доступны, в общем–то, одинаковые строительные технологии, а появление новых — дело долгого времени. Так что, возможно, конкурировать застройщикам придется не в области непосредственно строительства, а в области проектирования. "Одним из основных факторов конкуренции здесь станет компетенция заказчика проектов, умение добиться от архитекторов, конструкторов, проектировщиков того максимума, на который они способны, — считает заместитель генерального директора по маркетингу ПО "Ленстройматериалы" Дмитрий Карпушин, — вторым уровнем мастерства станет умение точно поставить задачу, перед тем как добиваться ее наилучшего решения".

Вообще, кризис подталкивает компании к тому, чтобы отказываться от стереотипов, находить новые направления развития компании, например освоение региональных рынков. "Наш пример — выход в Подмосковье, — говорит Сергей Ярошенко, — кто–то, возможно, сочтет этот старт несвоевременным и рискованным, но, как показывает практика, идеальных условий в бизнесе не бывает".

Сохранить доверие

Несмотря на обострение конкуренции в связи с падением объемов продаж и собственные коммерческие задачи, строительные компании многие вопросы решают сообща, в том числе с помощью профессиональных объединений. "Главное, что сейчас должны делать крупные игроки, — это не допустить снижения доверия к рынку, — отмечает Алексей Гусев, — и хотя не очень консолидированно, но они этим занимаются".

Результаты I квартала 2016 года говорят о том, что покупатели не проявляют недоверия к рынку. Так, в январе–марте текущего года "Петербургская Недвижимость" продала на первичном рынке на 18% больше квартир, чем в I квартале 2015 года. Наибольший объем сделок был отмечен в феврале 2016 года — объем продаж компании на 60% превысил результаты аналогичного месяца прошлого года. Март также был результативным: решение о дальнейшем продолжении господдержки ипотеки оказало положительное влияние на рынок. По данным консалтингового центра "Петербургская Недвижимость", в целом на первичном рынке Петербурга и пригородной зоны Ленобласти по итогам января–марта 2016 года было продано 1,09 млн м2. Это на 35,3% больше, чем в I квартале 2015 года. Таким образом, результаты прошедшего квартала подтвердили: интерес покупателей к строящейся недвижимости не ослабевает.

Общие правила

Одним из необходимых условий для комфортного ведения бизнеса является стабильность нормативно–правовой базы, ее доступность и исполняемость. И держаться вместе лидерам отрасли необходимо еще и для того, чтобы взаимодействовать с органами госвласти, которые постоянно меняют правила игры. "Частое изменение законодательства приводит к дискомфорту и хаосу, к отсутствию возможности планирования, — отмечает Алексей Белоусов, — поэтому в нынешней ситуации профессиональному сообществу очень важно иметь общие правила игры и жестко следовать им, не забывая при этом решать свои собственные конкретные задачи".

Необходимо корректно понимать правила, которые спускает правительство: новые законы, регламенты, ограничения. Как отмечает Сергей Терентьев, изменения по–разному отражаются на различных участниках рынка, в профессиональном диалоге важно понять, где может быть опасность, и постараться свести к минимуму возможные негативные последствия для потенциальных покупателей.

При этом компании и сами хотели бы участвовать в законотворческом процессе. "Хотелось бы верить, что законодательные изменения могут быть инициированы не только государственными органами, но и игроками рынка", — говорит Сергей Ярошенко. А коллегиальная точка зрения строительных компаний имеет больший авторитет, нежели многократные одиночные заявления.

"Мы все занимаемся одним общим делом — развитием российских городов и для достижения качественных результатов должны работать сообща", — резюмирует Денис Лола.

Без малого бизнеса

Появление новых лидеров и уход игроков — естественный процесс развития рынка, однако в кризис он движется быстрее. "Уже видно, что количество компаний, ушедших с рынка, будет куда значительнее, чем новых игроков", — говорит Алексей Гусев. Причем в 2008–2009 годах стало понятно: кризис заставляет покидать отрасль не только небольшие компании, но и строительные гиганты, отмечает Сергей Ярошенко. И сегодня, к сожалению, уже есть подобные инциденты. Но все–таки участники рынка склоняются к тому, что крупные компании, заработавшие доверие, у которых сам бренд имеет ощутимую капитализацию, в большинстве своем выживут, а вот маленькие компании и новичков ждут тяжелые времена. "Ситуация вполне классическая: богатые становятся богаче, бедные — беднее, — объясняет Дмитрий Карпушин. — Что касается середняков — им тоже придется расслаиваться — к бедным или богатым".

Алексей Белоусов говорит, что в очередной раз мы можем наблюдать эффект вымывания компаний сегмента малого и среднего бизнеса как наиболее уязвимых и не имеющих запаса прочности, подобного тому, который есть у крупных предприятий отрасли.

В современных условиях высокой конкуренции, для достижения компаниями успехов, предполагается кропотливая проработка проектов для достижения запланированного результата, что невозможно при отсутствии опыта, комментирует Денис Лола. Именно поэтому непрофильные девелоперы нередко терпят фиаско.

В период экономических спадов особенно важным становится наличие стратегического плана развития компании, которого, как правило, не имеют малые и средние предприятия. Это, естественно, негативно отражается на выживаемости таких организаций.

При этом лидеры отрасли уверены: кризис способствует оздоровлению рынка. Надо лишь суметь своевременно и грамотно адаптироваться к новым реалиям, обеспечив себе плацдарм для рывка в посткризисный период.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама