Ирина Панкратова, Надежда Фёдорова Все статьи автора
30 ноября 2015, 00:37 4607

Петербургские яхт-клубы реконструируют под жилье и гостиницы

Фото: Коньков Сергей

Попытка превратить Петербург в центр яхтенного туризма окончательно провалилась. За последние 5 лет в городе закрылись почти все старые яхт–клубы, а ни одного нового не появилось. Зато на землях у воды развернулось строительство коммерческой недвижимости.

На месте петербургских яхт–клубов один за другим появляются апарт–отели и гостиницы. Яхтенная составляющая в проектах останется, обещают инвесторы. Но, судя по всему, она будет минимальной. Большинство яхт–клубов, территории которых принадлежали различным профсоюзам, прекратили существование, остальные готовятся к закрытию. Что появится на их территориях, пока неизвестно. Поскольку у Смольного нет четкой программы развития яхтенной инфраструктуры в Петербурге, очевидно, что инвесторы выберут самое прибыльное использование: застройку жильем. Против такого подхода выступают яхтсмены, среди которых немало успешных предпринимателей, но пока они в меньшинстве.

Россия заняла 43 место в мире по темпам роста цен на жилье

Россия заняла 43 место в мире по темпам роста цен на жилье

412
Ирина Ананина

Храм вместо яхт

В Петербурге уже закрыты 10 яхт–клубов, и еще четыре находятся на грани закрытия. Самый свежий пример перепрофилирования профсоюзного яхт–клуба — проект "Речной яхт–клуб" на Петровской косе. Его собираются реконструировать под апарт–отель со спортзалом и парковкой. Рядом с комплексом расположится храм.

Заказчиком проекта и инвестором выступает "Экохолдинг". По оценкам экспертов, инвестор вложит в проект не менее 3 млрд рублей. Для яхтсменов в проекте отведено менее 5% территории, заключил после изучения документов председатель совета капитанов Речного яхт–клуба Игорь Дементьев. Основной пакет акций "Экохолдинга" — 40% — принадлежит братьям Вадиму и Олегу Епишиным (по данным СПАРК). Вадим Епишин известен петербургскому деловому сообществу как экс–руководитель ЗАО "Торговый двор", которое в 2000–х связывали с Игорем Яковлевым, сыном тогдашнего губернатора Петербурга Владимира Яковлева. В "Экохолдинге" отказались от комментариев.

Земля, на которой планируется стройка, находится в ведении Ленинградской федерации профсоюзов. Примечательно, что конкурс на выбор подрядчика для застройки при этом не проводился, как и общественные слушания. Готовый проект, согласованный на всех уровнях, кроме губернатора Петербурга, представили членам Речного яхт–клуба. В Федерации профсоюзов не смогли пояснить этот факт, сославшись на то, что ее директор Владимир Дербин в командировке. К слову, Владимир Дербин — человек из команды Владимира Яковлева: при нем сначала возглавлял комитет по труду и соцзащите, а затем был назначен вице–губернатором Петербурга.

Только три

Речной яхт–клуб направил жалобу губернатору Георгию Полтавченко. Против застройки территорий яхт–клубов выступили петербургские яхтсмены во главе с вице–президентом ООО "ЭкспоФорум-Интернэшнл" Сергеем Алексеевым, который возглавляет местное отделение Всероссийской федерации парусного спорта. "Я бизнесмен и понимаю стремление людей к монетизации. Но во всем должна быть мера. В городе, который был объявлен столицей парусного спорта в России, не существует плана развития прибрежных территорий", — говорит Сергей Алексеев.

Оперативно получить комментарий комитета по спорту "ДП" не удалось.

Для гостиниц снизят порог по объему инвестиций для получения стратегического статуса в 10 раз

Для гостиниц снизят порог по объему инвестиций для получения стратегического статуса в 10 раз

271

"Закрыты яхт–клубы Университета водного транспорта, Корабелки, Балтийского морского пароходства, клуб "Молния", клуб в Стрельне продали "Газпрому" и закрыли, список длинный. Помню, мы пришли с этой проблемой в комитет по спорту, когда его возглавлял Вячеслав Чазов. Он сказал: "Бассейнов не хватает, а вы тут с яхтами". И девелоперы выкупили территории клубов. А в 2014 году парусный спорт назначили базовым в Петербурге, значит, у нас должны готовить олимпийцев", — рассказывает Никита Бриллиантов, действующий чемпион Петербурга по парусному спорту.

Позитивным примером развития территории яхт–клуба инвестором яхтсмены считают яхтенный порт "Геркулес". Но деньги в него вложил "Газпром" — компания, которая может позволить себе не особо заботиться о быстрой окупаемости проекта.

"А вот яхт–клуб в Галерном фарватере около "Ленэкспо" военные так и не переоформили как спортивный объект. В итоге территорию продали, и сейчас она не используется, видимо, ждет покупателя", — сокрушается Андрей Березкин, член Морского совета Петербурга.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

На парусах за рубеж

А пока, если мореходные качества яхты позволяют, состоятельные петербуржцы перегоняют ее в Финляндию или Прибалтику. Для сравнения: в Хельсинки сейчас работает 37 яхт–клубов, за год в город пришло 16 тыс. парусных судов. В Таллин ежегодно приходит около 6 тыс. судов. В Петербург в 2014 году пришло всего 200 яхт, в 2015 году — около 60 яхт. При этом в государственной инспекции по маломерному флоту числится около 50 тыс. судов. Парусным спортом занимаются более 2 тыс. яхтсменов.

"Закон, который регулировал бы распределение земельных участков на берегу акватории, пытались разработать, когда нынешний замминистра транспорта Николай Асаул работал в Петербурге. В нем, кстати, было прописано, что в Петербург будет приезжать 50 тыс. яхтенных туристов в год, а не 62 яхты, как в этом году. Документ так и не довели до ума", — говорит Игорь Дементьев.

Для имиджа

Предприниматели готовы вкладываться в развитие клубов, но просят отсрочку по выплате налога на собственность на первый год. Такое налоговое послабление действует в Москве и Нижнем Новгороде. Местное отделение Всероссийской федерации парусного спорта обратилось в ЗС с предложением внести соответствующие поправки в законодательство, но на этой неделе получило отказ.

Тем не менее девелоперы, работающие на территории яхт–клубов, полностью не исключают из проектов яхтенную составляющую. Она помогает в позиционировании на рынке элитного жилья, а также, при наличии некоторого административного ресурса, позволяет рассчитывать на госфинансирование. В этом году 1,5 млрд рублей из федерального бюджета на развитие дорог получил проект яхтенного кластера на Бычьем острове. В него входят школа дзюдо с гостиницей и яхт–клубом и Императорский яхт–клуб на месте Морского яхт–клуба на наб. Мартынова. Апартаменты в последнем уже продаются. Стройкой занимается "СПб Гранит" Андрея Евдокимова. Его основной бизнес был сосредоточен на подрядном строительстве, в том числе он строил объекты в Сочи для "Газпрома" и компании "Интеррос" Владимира Потанина.

Мы проводили парусные регаты, в том числе городского и всероссийского масштаба, на базе яхт–клуба "Крестовский". Это отличное место европейского уровня. Но осенью яхт–клуб был закрыт. Наш офис переехал в бизнес–центр. Очень тяжело вдалеке от воды вести клубную деятельность. Здание клуба пока не снесли, идут суды, и мы еще надеемся туда вернуться. Альтернативы есть, но инфраструктура других клубов хуже. Мы позиционируем себя как новую школу в парусном спорте, и место для нас очень важно. Нам не подходит полуразрушенное здание 1970–х годов с обвалившейся штукатуркой.
Егор Игнатенко
генеральный директор ООО "М–Марин"
В городе работает похоронная команда парусного спорта. Она сносит петербургские яхт–клубы, которым уже по 130–150 лет, как бульдозером, один за другим. Этим бизнесом должны управлять профессионалы, имеющие отношение к парусному спорту. Отдавать территории яхт–клубов под застройку — путь в никуда. При этом чиновники в сложившейся ситуации стараются оставаться в тени. Конструктива с их стороны нет. Мы готовим очередное письмо. Но они привыкли, что им пишут, а они на эти письма отвечают. И на том все и заканчивается.
Владимир Логинов
командор Санкт–Петербургского парусного клуба
Новости партнеров
Реклама