Наталья Ковтун, Надежда Фёдорова Все статьи автора
3 ноября 2015, 00:09 3869

Петербургские строители отказываются от брокеров, риелторов и консультантов

В условиях кризиса инвесторы отказываются от услуг посредников — брокеров, консультантов, риелторов. Участники консалтингового рынка говорят, что спрос упал на 30–50%. Рынок с совокупным оборотом почти 27 млрд рублей в год ждет передел.

Вслед за строительным рынком, который на фоне кризиса уже сократился в 2 раза и продолжает стагнировать, спад спроса на свои услуги почувствовали консультанты, брокеры и риелторы. Спрос на консалтинг в среднем по рынку снизился в 2 раза. У брокеров и риелторов падение меньше — в среднем 30 и 40%. Но в некоторых сегментах, например в торговой недвижимости, застой спроса вынуждает местные компании сокращать персонал и уходить на рынки других регионов. В кризис посредники всегда попадают под удар первыми, говорят эксперты и прогнозируют дальнейшую стагнацию и передел рынка емкостью почти 27 млрд рублей в год.

Петербургские строители обсудили книгу экс-депутата Владимира Гольмана

Петербургские строители обсудили книгу экс-депутата Владимира Гольмана

384

Пик кризиса будет позже

Падение деловой активности, вызванное экономическим кризисом, привело к обвалу на рынке жилой и коммерческой недвижимости Петербурга. Спрос на жилье по сравнению с прошлым годом упал в 2 раза. В городе пустует 300 тыс. м2 офисов, 200 тыс. м2 складов и 150 тыс. м2 торговых площадей. Растет ротация арендаторов. Инвесторы откладывают реализацию новых проектов и оптимизируют текущие расходы, в частности, все меньше функций отдают на аутсорсинг. Посредников все реже привлекают к сделкам и проектам.

Последствия уже почувствовали на себе компании брокеров, консультантов и риелторов (см. "Посреднические услуги..."). По данным "Петростата", в 2014 году в Петербурге и Ленобласти оборот организаций, которые занимаются операциями с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг в этой сфере, составлял 669 млрд рублей. На посреднические услуги, по данным участников рынка, приходится около 4%, таким образом, объем этого сегмента в прошлом году составил 26,8 млрд рублей.

В этом году эксперты прогнозируют спад на 20–50%, но говорят, что пик кризиса этой сферы придется на следующий год, когда завершатся все текущие проекты, а дефицит новых станет еще ощутимее. Многие из опрошенных компаний уже сократили штаты на 5–10% (у отдельных, вроде Astera и "Итаки" — значительно больше).

Но эксперты подчеркивают, что ситуация в каждом из обозначенных сегментов развивается по–своему, поскольку у них разные источники спроса.

Консалтинг просел

Сильнее всего, по прогнозам, пострадает рынок консалтинга. "Эта услуга более востребована на растущем рынке, когда есть спрос со стороны инвесторов и девелоперы создают проекты инвестиционного качества. А в кризис многие проекты замораживают, спрос на консультационные услуги снижается. По сравнению с прошлым годом снижение составило порядка 30%. Спрос есть, но не на глобальные концепции, а на разработку конкретных прикладных задач", — говорит гендиректор Knight Frank St Petersburg Николай Пашков.

Петербург становится строительной столицей России

Петербург становится строительной столицей России

2605
Ольга Мягченко news@dp.ru

Правда, по мнению эксперта, сейчас ситуация лучше, чем в кризис 2008 года, когда спрос на консалтинг упал практически до нуля. "Сейчас люди к происходящему относятся спокойнее и продолжают строить планы на будущее", — говорит он.

"Рынок консалтинга уже просел на 20–30% в деньгах", — говорит глава офиса JLL в Санкт–Петербурге Андрей Амосов.

А по оценке директора департамента управления активами NAI Becar Ольги Шарыгиной, падение составило 50%. "Консалтинг перешел в плоскость минимальных цен и даже бесплатных услуг. Клиенты не готовы платить просто за экспертное мнение, "за воздух". Им нужен конкретный результат: снижение расходов или увеличение доходов. Только этими деньгами они готовы делиться с консультантами", — говорит она.

Эксперты считают, что нынешний кризис переживут только крупные консалтинговые компании, которые смогут сохранить специалистов. Остальные или вовсе покинут рынок, или сосредоточатся на других направлениях работы — том же брокеридже.

Разные сегменты

Спрос на услуги брокеров в кризис обычно растет. Девелоперы пытаются привлечь арендаторов и покупателей и готовы платить помощникам большую комиссию.

"Кризис чреват переделом рынка недвижимости. А сделки требуют сопровождения", — говорит Георгий Рыков из "БестЪ".

"На рынке аренды вырос спрос на небольшие площади. Средний объем сделок упал на 30–40%, а брокерское вознаграждение снизилось на 40–50%", — говорит Ольга Шарыгина.

По словам гендиректора Colliers International СПб Андрея Косарева, в каждом сегменте недвижимости есть свои сложности. Но они носят рабочий характер и не являются шоковыми для брокеров.

"На офисном рынке наблюдается рекордная активность арендаторов, которые стремятся сократить расходы на аренду. Количество запросов на переезд возросло в разы. Но далеко не вся активность заканчивается сделками: большинство переговоров приводит к перезаключению существующих договоров на более выгодных для арендатора условиях", — говорит Андрей Косарев.

В ретейле ситуация сложнее. "Из–за падения товарооборота активность остается на низком уровне: сделок меньше в 2 раза. Зато в стрит–ретейле с весны мы наблюдаем оживление, наметились сделки как по покупке, так и по аренде помещений", — сообщил Андрей Косарев.

А в складском сегменте брокеры задействованы в заключении сделок формата built–to–suit и заполнении вакантных площадей действующих комплексов.

Что касается инвестиционных сделок по покупке недвижимости и земли, то сейчас они плохо срастаются из–за большого разрыва между ценой продавца и ожиданиями покупателя. "Этот разрыв за год вырос до 2,5 раза", — говорит глава Hansa Group Олег Барков (ранее гендиректор Knight Frank SPb). Не удивительно, что при большом количестве запросов на продажу активов сделки единичны.

Стратегии выживания в кризис у брокеров различные. Одни, как NAI Becar, сконцентрировались на управлении недвижимостью. Другие, как Colliers International, пошли в другие регионы и расширили портфель услуг, освоив, например, работу с загородной недвижимостью. Третьи, как Astera, закрыли убыточные направления. "Брокерам приходится двигаться в 2 раза быстрее, чем раньше, чтобы получить тот же результат", — констатирует Николай Пашков.

Кадры нарасхват

Риелторы (с их участием продается примерно половина недвижимости в городе) тоже почувствовали снижение спроса. По оценке гендиректора АН "Итака" Сергея Галалу, в этом году он упал на 40%. "Приходится оптимизировать затраты. Мы на 35% сократили штат", — сообщил он.

"Происходит перераспределение спроса между участниками рынка. Мы, напротив, за год увеличили свою долю на рынке на 5%, до 30%", — сообщил гендиректор ООО "ЦРП "Петербургская недвижимость" Олег Пашин.

Интересно, что аналитики и брокеры после увольнений часто примыкают к компаниям рынка недвижимости и успешно продолжают карьеру. В прошлый кризис таких примеров было много. Один из последних — трудоустройство Кайла Патчинга из Maris l CBRE в "А+Девелопмент", а потом в STEP.

В консалтинге сейчас основные запросы на корректировку существующих проектов, а в брокеридже — на аудит объектов с проблемами сбыта или тех, что только готовятся к выходу на рынок. Насколько сузится сегмент консалтинга и брокериджа в деньгах, сейчас сказать сложно. Ясность появится через полгода–год. Но сузится однозначно. Произойдет и разделение компаний по принципу востребованности. Более профессиональные получат дополнительные возможности для развития и увеличения рыночной доли. А те, кто работал лишь потому, что все продавалось практически само, будут вынуждены покинуть рынок.
Марк Лернер
Марк Лернер
гендиректор компании "Петрополь"
На рынке консультантов, брокеров и риелторов нет единого тренда — все сводится к возможностям команды. Одни сокращают затраты и молятся. Другие ищут идеи, способные выделить их на фоне конкурентов. Третьи пытаются использовать время кризиса для перестройки бизнес–процессов и более точного определения целей. Выбор подхода всегда зависит от руководства и корпоративной культуры. А делать прогнозы о том, сколько фирм покинет рынок, — это то же самое, что предсказывать погоду в Петербурге. Все равно ошибешься. Одно очевидно: сильные всегда прорвутся.
Кайл Патчинг
коммерческий директор направления гражданского строительства компании STEP
Количество новых девелоперских проектов, которые выходят на рынок, сокращается из–за кризиса и последних инициатив Смольного. Поэтому расходы на чисто консалтинговые услуги снижаются. С другой стороны, растет направление комплексного сопровождения проектов — не только консультирование, но и продажи. Все это позволяет профильным компаниям развиваться и конкурировать за счет качества работы. С учетом общего сокращения бюджетов у девелоперов и роста цены ошибки они заинтересованы в получении правильного продукта. Не только красивого бренда, но знания и понимания рынка.
Андрей Тетыш
Андрей Тетыш
председатель совета директоров АРИН
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама