brand voice Все статьи автора
14 октября 2015, 11:04 385

Девелоперы направляют основные ресурсы на достройку начатых объектов

Объезд Фрунзенского района вице-губернатором Санкт-Петербурга Игорем Албиным.
Фото: Ковалев Петр

Сегодня большинство строительных компаний Петербурга — это крупные холдинги с большим числом подразделений. Управление ими, особенно в условиях кризиса, требует одновременно и гибкости, и жесткости.

Сейчас строительный рынок Петербурга находится на том этапе развития, когда стоит говорить уже не о классических строительных компаниях, занимающихся исключительно возведением домов, а о современных девелоперских структурах. "Это организации, изначально нацеленные на полную реализацию проекта, начиная от выбора и приобретения земельного участка, заканчивая вводом объекта и его дальнейшей эксплуатацией", — рассказывает генеральный директор компании Normann Николай Копытин. По его словам, комплексный подход — это тенденция времени: эффективнее сосредоточить управление проектом в руках одной компании, чтобы получить качественный результат.

Турецкие девелоперы смогут заключать контракты в РФ только с разрешения правительства

Турецкие девелоперы смогут заключать контракты в РФ только с разрешения правительства

415

От проекта к объекту

Основные направления деятельности девелоперских компаний, как правило, повторяют основные этапы строительства. И тогда в состав холдинга входят служба заказчика, генеральный проектировщик, генеральный подрядчик и эксплуатирующая организация. "В этом случае мы получаем полный цикл, начиная от задания на проектирование до эксплуатации объекта, — рассказывает директор по строительству группы компаний "РосСтройИнвест" Виктор Тарасов, — в таком случае управляемость проекта наиболее эффективна, поскольку все звенья проектирования и строительства находятся под единым управлением и, решая общую задачу, позволяют строить действительно уникальные объекты".

То, что собственная генподрядная организация и проектно–конструкторское бюро значительно снижают стоимость проектирования и возведения объектов за счет более рационального подхода к решению задач, считают и в компании ЦДС. Это позволяет проводить более глубокий анализ и применять наработанный опыт в будущих проектах.

Можно сказать, что сейчас большинство застройщиков Петербурга управляются по функциональному признаку, когда каждым этапом девелопмента, будь то финансирование, маркетинг, продажи, проектирование или строительство, занимается специальное подразделение внутри компании либо дочернее предприятие. При этом, по словам Николая Копытина, внутри компании, как правило, большое внимание уделяется коммерческому подразделению по продаже недвижимости, маркетинговой составляющей и проектированию комплексов: именно это в конечном итоге зачастую определяет дальнейший успех проекта. А вот строительная часть иногда ограничивается службой заказчика, получающей все необходимые согласования и проектную документацию, и собственным генподрядным подразделением, которое нанимает сторонние подрядные организации для выполнения конкретных видов работ.

Часть холдингов сознательно отсекает ряд видов строительной деятельности как непрофильные. Например, многие инвестиционные компании часто не занимаются проектированием и строительством — как генеральный подрядчик — и привлекают другие организации по договорам проектирования и подряда.

Общие задачи

При взаимодействии подразделений или дочерних компаний холдинга могут иногда возникать проблемы. "Как в любом производстве, основные проблемы возникают на уровне обмена информацией, несовершенства внутреннего делопроизводства", — рассказывает первый заместитель генерального директора ГК "КВС" Владимир Трекин.

Петербургские девелоперы начинают строить типовые дома из-за падения спроса

Петербургские девелоперы начинают строить типовые дома из-за падения спроса

3231
Ольга Мягченко, Наталья Ковтун

Сложности могут быть связаны и с тем, что перед каждым стоят свои задачи. Например, проектировщик, как и эксплуатирующая организация, стремится применять современные энергоэффективные технологии, которые, как правило, являются не самыми дешевыми. Заказчик и генподрядчик, естественно, заинтересованы в снижении себестоимости строительства. "В этом, на мой взгляд, заключен глубинный смысл любого холдинга — конфликт интересов, который в идеальном случае приводит к наиболее рациональным решениям", — отмечает Виктор Тарасов.

Участники рынка отмечают, что стремление сосредоточить все в одних руках может иметь и обратную сторону. "Есть расхожее мнение, что чем больше застройщик проникает в процесс строительства, тем ниже его себестоимость, — рассказывает Константин Ковалев, первый заместитель генерального директора ГК "Пионер", направления "Санкт–Петербург, — но проблема в том, что с нарастанием структуры бизнеса возникают сложности в управлении". Крупной неповоротливой компании удается работать более–менее эффективно, пока рынок растет и проектов много, а когда рынок стагнирует, работать становится гораздо сложнее. По словам Константина Ковалева, выходом может быть использование аутсорсинга, который позволяет сохранять гибкость.

Плечом к плечу

Кризис требует еще более внимательно подходить к вопросам управления. "В новых условиях компании вынуждены корректировать инвестиционные планы и оптимизировать структуру управления, — говорит генеральный директор НП "Объединение строителей СПб" Алексей Белоусов, — период нестабильности требует от застройщиков мобильного реагирования на ситуацию: одни проекты замораживаются, другие, готовые к вводу, требуют сосредоточения всех ресурсов". Как результат, отделы перспективного развития сокращаются, а подразделения, решающие оперативные задачи, усиливаются.

Владимир Трекин соглашается, что сейчас все строительные компании внимательно считают затраты и, где есть возможность, стараются их сокращать, основные ресурсы направляя на достройку начатых объектов, обязательства по которым уже взяты и их надо выполнять.

"Для снижения издержек у нас сформирована дирекция генподряда и проектная архитектурная группа, — говорит Илья Еременко, генеральный директор компании Setl City, — c их помощью строить получается дешевле и, главное, быстрее, но не за счет качества, а за счет более эффективного управления процессами: работа этих подразделений, с учетом больших объемов строительства, может дать до 10% экономии себестоимости".

В кризис как никогда актуальным становится взаимодействие между структурными подразделениями. "Сегодня архитектор должен мыслить конструктивно, а строитель, как это ни покажется странным, думать об архитектуре, комфорте проживания людей, внешней инфраструктуре", — отмечает Виктор Тарасов. Он подчеркивает, что в связи с кризисом каких–либо изменений в управлении структурными подразделениями холдинга не произошло, за исключением того, что они стали еще более требовательны друг к другу.

Изменения в экономике подталкивают к оптимизации затрат и сокращению издержек. "Как и многие застройщики, мы постепенно переходим к проектному управлению, — поясняет Николай Копытин, — на наш взгляд, это эффективный метод, который обеспечивает персональную ответственность за качественную реализацию проекта".

По мнению Алексея Белоусова, один из главных принципов оптимизации управления компанией в кризис — выстраивание вертикали власти. Это означает более жесткую систему управления и усиление контроля по расходованию средств. "На сегодняшний день процесс централизации имеет оправданный характер и происходит в большинстве компаний–застройщиков Петербурга", — констатирует он.

Штатная ситуация

Корректировки в управлении касаются и персонала и напрямую связаны с финансовым положением застройщиков, а значит, и с объемами строительства. Если они сокращаются, то может сокращаться и штат. "Компаниям, в штате которых тысячи сотрудников, приходится думать о сокращении, — отмечает Константин Ковалев, — кто–то ищет смежные рынки, чтобы занять свои строительные силы".

Определенный плюс в том, что на рынке появляется много профессионалов. По словам Владимира Трекина, компании могут пользоваться этой ситуацией, чтобы повысить профессионализм сотрудников.

Многие компании, напротив, стремятся сохранить постоянный штат, формируя крепкую команду квалифицированных профессионалов. Как отмечают в ЦДС, это позволяет накапливать необходимый опыт решения сложных задач.

Ценность штатных сотрудников подчеркивают и в "РосСтройИнвесте". "Задачи с каждым днем становятся все сложнее, а значит, интереснее, и для их решения нужны специалисты высшей квалификации, и, значит, несмотря на все трудности, нам придется ими стать", — рассказывает Виктор Тарасов. Сокращение штата не планируется и в компании Normann. "Наоборот, мы готовы вкладывать средства в развитие своих сотрудников с целью повышения их эффективности", — говорит Николай Копытин.

Не останавливаться

Несмотря на неопределенность экономической ситуации, девелоперы не прекращают строить планы на будущее. Правда, по словам Виктора Тарасова, план развития любого бизнеса в кризис, естественно, формируется исходя из собственных сил, поскольку возможности привлечения внешнего финансирования ограничены. И основное внимание уделяется строящимся домам, поскольку нельзя допустить срыва сроков сдачи домов.

Ключевой момент в развитии девелоперской компании — формирование портфеля проектов. "Важна независимая оценка каждого из проектов, для того чтобы все они были финансово успешны и эффективны, — считает Константин Ковалев, — важно, чтобы проекты компании не конкурировали между собой".

При этом в ГК "КВС" считают важным диверсифицировать бизнес — строить в разных локациях жилье разного ценового уровня. "Основное строительство мы ведем в Янино и Сертолово в Ленобласти, но в ближайшее время мы вновь начнем строительство на городских площадках", — рассказывает Владимир Трекин. "Normann сейчас работает преимущественно на северных и восточных границах Санкт–Петербурга, — говорит Николай Копытин, — нам явно не хватает предложения на юге, поэтому мы рассматриваем варианты проекта в южной части города".

Ведущие игроки рынка сходятся в том, что сейчас важно не переходить в "поддерживающий" режим, а продолжать развитие компании.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама